Литературное чтение

Официальный интернет-портал правовой информации

Что найти?
Элек. журнал

postheadericon Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по  изучению литературного чтения   во 2 классе  общеобразовательных учреждения

СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта II поколения  начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, авторской программы Э.Э.Кац «Литературное чтение», (УМК «Планета Знаний»).

  • Календарного учебного графика на 2014 – 2015 учебный год
  • Учебного плана общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 77 п.Казачьи Лагери
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ № 77, реализующих образовательные программы общего образования.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Программа ориентирована на достижение целей, опреде­лённых в Стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, инте­реса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности,
    умения пользоваться справочным аппаратом учебника, сло­варями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участво­вать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству,
  • формирование эстетического чувства, художественно­го вкуса, умения анализировать средства выразительности,
    находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, спо­собности оценивать свои мысли, переживания, знания и по­
    ступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение этого курса определяются воз­растными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружать­ся» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступ­ности при отборе художественных произведений для чте­ния и изучения. Принцип доступности является общеди­дактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для само­стоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно вла­деющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ре­бёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет де­ло с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объеди­нены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и опреде­лёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения вну­три блока определяется содержанием имеющихся у школь­ников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них уста­новкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ре­бёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального со­стояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, воз­никшее в результате изучения определённой группы произ­ведении.

Программой не предусмотрено монографическое изуче­ние творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведе­ния в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, разли­чать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотре­ны повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым за­конам.

Необходимы литературоведческие знания, которые по­могут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невели­ко, они вводятся прежде всего для ознакомления и подго­товки учащихся к углублённой работе по теории литерату­ры в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предпо­лагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмыс­ленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию вырази­тельного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Вы­готский писал, что при таком чтении понимание прочитан­ного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чте­ние также способствует её развитию.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой де­ятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чув­ствовать состояние окружающих. В соответствии с пережи­тым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с по­мощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодо­левается многими ребятами до конца школьного курса. По­этому определённое место в курсе литературного чтения за­нимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учени­ков вследствие их увлечения компьютерными играми, теле­программами, отсутствия полноценного общения в семье других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих раз­витию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произ­ведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоя­тельно выбрать произведения, на материале которых он ре­шает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкрет­ных произведений и выполнения отдельных заданий, опре­деляет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Ин­терес к нему стимулируется включением в программу фраг­ментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклас­сного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чте­ния, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система зада­ний для организации уроков по внеклассному чтению. Кро­ме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоя­тельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему вне­классного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеуроч­ной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психоло­гическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведе­нием ряд психологических действий: интеллектуальное по­знание и самопознание, художественную оценку и само­оценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переос­мысление читательских переживаний и перенос эстетиче­ских, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса ли­тературного чтения с другими учебными дисциплинами.

МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА.

Современное общество ставит перед школой задачу со­здания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив­ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить ин­дивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающе­му миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная лите­ратура. Она формирует эстетическое и нравственное чувст­ва, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществ­лялось, надо сформировать «квалифицированного», подго­товленного читателя. Эта задача решается в процессе лите­ратурного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литератур­ного чтения в начальных классах.

На каждом этапе обучения  в начальных классах на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эс­тетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой ху­дожественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблю­дения психологов и педагогов показывают, что навыки сво­бодного чтения легче вырабатываются у учащихся при ос­воении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтиче­ской речи согласуется с повышенной чувствительностью де­тей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уде­ляется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и спо­собах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и ис­тории, влиянии фольклора на творчество различных писа­телей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые откры­ваются для них в литературных произведениях и жизни.

В     учебном плане  на  учебный  предмет   «Литературное чтение»  во 2  классе  выделено  4 часа  в  неделю, всего 132 часа.

C  учетом  этого  составлено  календарно — тематическое  планирование  на  132 часа,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся, в т.ч.     контроля знаний – 10 часов.

Форма организации учебного процесса  — урочная. В процессе изучения курса используются уроки  открытия новых знаний (ОНЗ), обобщения, повторения, закрепления знаний (ОПЗ).

Педагогические технологии, применяемые     при обучении: уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация  работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

Виды и формы контроля: текущий, тематический, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умения оценивать свое отношение к учебе;
  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • объяснять действия персонажей;
  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
  • сравнивать героев разных произведений;
  • ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

 

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • создавать рассказ по циклу картинок;
  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
  • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
  • участвовать в инсценировании литературных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
  • находить сравнения в тексте произведения;
  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

 

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

    Учащиеся получат возможность научиться:

  • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
  • аргументировать собственную позицию;
  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                                                  Круг чтения

                                                                              Осень пришла (10 ч)

Вспомним лето (4 ч)

С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

Здравствуй, осень (6 ч)

М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».

Народные песни, сказки, пословицы (28 ч)

Песни (4 ч). Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. (14 ч) Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. (2 ч) Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»

Сказки народов мира. (5 ч) Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы.(3 ч) О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

Зимние картины (7 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).

Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки (34 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».

Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Писатели о детях и для детей (31 ч)

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»;  И. Токмакова  «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак  «Чего боялся Петя?»;  О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»;  А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».

Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».

 

 

Весеннее настроение (22 ч)

Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».

Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».

 

Уроки контроля знаний: 10

 

Навык и культура чтения

Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.

Работа с текстом и книгой

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.

Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.

Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.

Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.

Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.

Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.

Формирование умений определять главную мысль произведения.

Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.

Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

 

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.

Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.

Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.

 

Литературоведческая пропедевтика

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).

Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.

Развитие умения выделять рифму в стихотворении.

Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).

Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

 

 

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., ACT, Астрель, 2010.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., ACT, Астрель, 2010.

Для учителя:

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Мето­дическое пособие. — М., ACT, Астрель, 2009

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • Интернет – ресурсы;

СD-диск Современные технологии обучения в начальной школе. Издательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

2 класс

132 ч (4 ч в неделю)

№ урока Кол-во часов Тема урока,

страницы учебника

Цели и задачи урока Характеристика

деятельности учащихся

Дата
1-й триместр (37 ч.)
ОСЕНЬ ПРИШЛА (10 ч)
Вспомним лето (4 ч)
1

 

1 Знакомство с учебником

Часть 1

С. 3—4

 

 

С. П. Щипачев

«Подсолнух»

С. 5

Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности

Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте

Воспринимать на слух художественное произведение, Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.

Пересказывать произведение выборочно, кратко.

Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос.

Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи.

Сопоставлять картины природы в произведениях разных авторов.

¬¬¬

Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения

 
2 1 И. З. Суриков

«Степь» (отрывок)

С. 6—7

Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов
3 1 И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка»

С. 8—9

Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану
4 1 Сравнение

О. О. Дриз

«Кончилось лето»

С. 10—11

Знакомство со сравнением как художественным приемом. Формирование умений замечать похожие черты в предметах и явлениях, рассказывать о собственных впечатлениях
Здравствуй, осень (6 ч)
5 1 М. М. Пришвин

«Полянка в лесу»

С. 12—13

Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения Выразительно читать текст.

Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос.

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям.

Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Определять впечатление от прочитанного. Выражать свое отношение к прочитанному, обсновывать его.

Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать.

Обозначать ритм стихотворения путем прохлопывания.

Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы.

Сочинять рассказы, записывать их.

¬¬¬

Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос.

Рассказывать об опыте общения с природой

Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим

6 1 А. Н. Майков

«Осень» (отрывок)

С. 14—15

Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Развитие внимания к позиции поэта. Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос. Знакомство со звучанием нового (трехсложного) ритма
7 1

 

 

 

 

 

 

 

А. С. Пушкин

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок)

С. 16—17

Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях. Развитие внимания к настроению автора, выраженному в произведении. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно
8 1 Контрольное чтение. Проверить технику чтения обучающихся.

 

 

 

 

9 1 К. Г. Паустовский

«Прощание с летом» (отрывок)

С. 18—19

Картинная галерея

 

 

И. И. Машков

«Натюрморт. Камелия»

С. 20—21

Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Обучение созданию рассказа по аналогии с прочитанным, записи его

Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов. Развитие воображения, речи, обогащение словаря

10 Внеклассное чтение

Осень в произведениях русских писателей и поэтов

С. 22—25

Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Развитие умения выразительно читать художественный текст
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (28 ч)
Песни (4 ч)
11 1 Статья о песнях

«Как на тоненький ледок…»

(русская народная песенка)

С. 26—27

Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при  чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу Определять особенности жанра.

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении.

Рассказывать о персонаже по предложенному плану.

Придумывать продолжение песни, сочинять.

¬¬¬

Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Рисовать иллюстрацию к прочитанному

 

12 1 «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка)

С. 28

«Заинька, где ты был…»

(русская народная песенка)

С. 29—31

13 1 «Спляшем!» (шотландская народная песенка)

«Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки)

С. 32—23

14 1 С.Я. Маршак

«Дом, который построил Джек» (английская народная песенка)

С. 34—37

 

 

 

 

 

Сказки народов России (14 ч)

15-16

 

2

 

 

Сказки народов России

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

С. 38—45

Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Аленушка»

С. 76—77

Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод. Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям

Формирование умения соотносить репродукцию картины с литературным текстом. Сообщение сведений о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Читать по ролям.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев.

 

Соотносить иллюстрации с содержанием произведения.

Создавать продолжение сказки.

Рассказывать сказку от лица персонажа.

Создавать рассказ по циклу картинок.

Объяснять значение устойчивых выражений.

¬¬¬

Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

17-18 2

 

 

«Хаврошечка» (русская народная сказка)

С. 46—51

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей. Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок
19-20 2

 

«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка)

С. 52—55

Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте. Формирование умения использовать при пересказе фольклорную лексику. Формирование умений работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста
21 1 «Каша из топора» (русская народная сказка)

С. 56—58

Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста
22 1 «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

С. 59—60

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа
23-24 2

 

«Три дочери» (татарская народная сказка)

С. 61—66

Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки
25 1 Проверочная работа № 1. Проверить уровень развития читательских умений.
26 1 «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка)

С. 67—70

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей, рассказывать сказку от лица разных персонажей
27-28 2

 

«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка)

С. 71—75

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста, читать или пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию. Формирование умений прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колыбельные песни (2 ч)

29 1

 

«Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная)

«Нашей Любице…» (сербская колыбельная)

«Спи, усни, мой медвежонок…»

(латышская колыбельная)

С. 78—80

Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности.

Выявлять переживания, выраженные в произведении.

Читать наизусть понравившееся произведение, определять причину выбора

30 1 Внеклассное чтение

Русский фольклор

С. 97—101

Знакомство с жанрами русского фольклора. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение; выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его
Сказки народов мира (5 ч)
31-32 2

 

«Золотая рыба» (индийская народная сказка)

С. 81—86

Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор.

Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения

Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты.

Пересказывать от лица персонажа.

Определять идею произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Создавать сказки на определенную тему.

Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей.

 

¬¬¬

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию

33 1 Контрольное чтение. Проверить технику чтения обучающихся.
34 1 «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка)

С. 87—89

Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей
35 1 «Два ленивца» (сербская народная сказка)

«Век живи  — век учись» (хорватская народная  сказка)

С. 90—93

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему
ПОСЛОВИЦЫ (3 ч)
36-37 2

 

Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе

С. 94—96

Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц. Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы.

Создавать произведения на тему пословиц.

¬¬¬

Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество»: подбирать книги по разным темам; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса знатоков; принимать участие в инсценировке сказок

2-й триместр (48 ч.)
38 1 Внеклассное чтение

Сказки народов мира

С. 102—107

Подготовка к самостоятельной работе с книгой под руководством учителя и библиотекаря
ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (7 ч)
39 1 И. С. Никитин

«Встреча зимы» (отрывок)

С. 110—111

Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины.

Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему.

Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять свое отношение к нему.

Находить сравнения в тексте произведения. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение

¬¬¬

Находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного.

Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента

40 1 К. Г. Паустовский

«Первый зимний день»

С. 112—114

Картинная галерея

А. А. Пластов

«Первый снег»

С. 124—125

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения

 

Формирование умения рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам, создавать рассказ по репродукции с картины

41

 

1 С. А. Есенин

«Пороша»

С. 115—116

Развитие внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов. Развитие внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу
42

 

1 А. С. Пушкин

«Опрятней модного паркета…» (отрывок)

С. 118—119

Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. Формирование умений выражать в устной речи впечатление от стихотворения, придумывать рассказ на заданную тему
43 1 Н. И. Сладков

«Песенки подо льдом»

С. 120—121

Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснени поведения персонажей
44 1 С. Я. Маршак

«Ветры, бури, ураганы…» (отрывок)

С. 122

Загадки о зиме

С. 122—123

Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни

 

 

Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении. Формирование умения сочинять загадки

45 1 Внеклассное чтение

Зима в произведениях

русских писателей

С. 126—129

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства
 

 

 

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (34 ч)

46 1 К. Д. Ушинский

«Мена»

С. 130—134

Формирование умений прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод Выразительно читать произведение.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Читать по ролям.

Определять основную мысль произведения.

Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений.

¬¬¬

Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.

47

48

49

50

51

5 А. С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

С. 135—148

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок
52 1 Проверочная работа № 2. Проверить уровень развития читательских умений.  
53

54

55

3 Братья Гримм

«Храбрый портной»

Часть 2

С. 3—13

Формирование умени работать с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста.  Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению

 

¬¬¬

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке

 

 

56 1 И. П. Токмакова

«Гном»

С. 14

Формирование эмоциональной реакции на прочитанное, умения воспроизвести ее в рассказе; развитие чувства ритма. Формирование умений сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении литературного произведения
57

58

 

2 Х.-К. Андерсен

«Оле Лукойе» (отрывок)

С. 15—21

Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного
59 1 Внеклассное чтение[1]

Х.-К. Андерсен

«Сказки»

Расширение круга чтения. Формирование умения пользоваться аппаратом книги. Развитие внимания к оформлению книги
60 1 Братья Гримм

«Маленькие человечки»

С. 22—25

Формирование умений кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии, актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства
61

62

63

3 А. Н. Толстой.

Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

С. 26—31

Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу
64 1 Внеклассное чтение

А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению
65 1 Картинная галерея

А. Муха «Плакат»

С. 64—65

Развитие внимания к композиции картины, осознание эмоционально-смысловой связи её элементов
66

67

68

69

4 С. Хопп.

Главы из книги «Волшебный мелок»

С. 32—37

Формирование умений работать с текстом произведения. Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении художественного прозведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности
70

71

2 Н. Н. Носов.

Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

С. 38—44

Формирование умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. Формирование умения определять причину поступков героя произведения
72 1 Проверочная работа № 3. Проверить уровень развития читательских умений.
73 1 Внеклассное чтение

Н. Носов

«Приключения Незнайки и его друзей»

Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять свое отношение к нему
74 1 Б. В. Заходер

«Про пана Трулялинского»

С. 45—47

Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству. Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи
75

76

2 Дж. Родари

«Волшебный барабан»

С. 48—55

Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте. Формирование собственного отношения к прочитанному, умений определять позицию автора в произведении. Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет
77 1 С. А. Седов

«Два медведя»

С. 56—58

Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках. Формирование умения составлять и записывать план произведения
78

 

1 О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек»

С. 59—63

Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте. Обучение сочинению сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их. Актуализация прошлого читательского опыта.
79 1 Контрольное чтение. Проверить технику чтения обучающихся.

 

 

ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (31 ч)
80

81

82

3 Л. А. Мей

«Баю-баюшки…»

А. Н. Майков

«Спи, дитя мое, усни…»

И. П. Токмакова

«Как на горке  снег, снег…»

О. О. Дриз

«Нашумелись…»

С. 72—75

Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного. Формирование умения самостоятельно работать с книгой Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выявлять общие черты жанра.

Определять отличие сказки от рассказа.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сравнивать героев.

Читать по ролям, передавая состояние героев.

Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

Ставить вопросы к тексту.

Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа.

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.

Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично.

Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике.

Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа.

Подбирать рифмы.

Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

 

Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану.

¬¬¬

Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения.

Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.

Объединять слова, близкие по смыслу,  в группы.

Пользоваться толковым словарем.

Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора

 

83 1 А. Л. Барто

«Колыбельная»

С. 75—76

Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения. Закрепление знаний о жанре колыбельной песни
84

85

 

2 Н. Н. Носов

«Фантазеры»

С. 77—83

Формирование умений работать с текстом произведения. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека. Актуализация читательского опыта. Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию
3-й триместр (47 ч.)
86 1 С. Я. Маршак

«Чего боялся Петя?»

С. 84—85

 

А. Л. Барто

«Олень»

С. 86

Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Развитие внимания к ритму лирического произ ведения

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, чувствовать его ритм, выделять рифму. Развитие самостоятельного опыта работы с книгой

87 1 О. Ф. Кургузов

«Надоело летать»

С. 87—89

Развитие внимания к причинам совершенных героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу. Формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его
88 1 Ю. М. Владимиров

«Чудаки»

С. 90—91

Формирование умений читать лирическое произведение, определять позицию автора. Развитие внимания к названию произведения, смысловым оттенкам слова
89 1 Л. Н. Толстой

«Косточка»

С. 92—93

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте художественного произведения, воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей
90 1 А. П. Гайдар

«Совесть»

С. 94—95

Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение, привлекать читательский опыт
91

92

2 В. Ю. Драгунский

«Друг детства»

С. 96—101

Развитие внимания к личности рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста. Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их
93 1 Внеклассное чтение

Поэты о детях

Расширение круга чтения (С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков). Формирование умения работать с книгой. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению
94

95

2 В. А. Осеева

«Волшебное слово»

С. 102—106

Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица
96

97

2 Л. Н. Толстой

«Птичка»

С. 107—109

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия
98 1 Л. Пантелеев

«Трус»

С. 110—111

Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей. Формирование умений ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев
99 1 Проверочная работа № 4. Проверить уровень развития читательских умений.
100 1 Н. Н. Носов

«Живая шляпа»

С. 112—115

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей.
101

102

2 А. Л. Барто

«Снегирь»

С. 116—119

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять собственное отношение к герою, прогнозировать его поступки
103

104

2

 

В. К. Железников

«Рыцарь»

С. 120—123

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки
105 1 Внеклассное чтение

Рассказы о детях

Расширение круга чтения (Н Носов, В. Драгунский, В. Железников). Формирование умения работать с книгой
106

107

2

 

А. Г. Алексин

«Первый день»

С. 124—126

Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения
108 1 С. Я. Маршак

«Друзья-товарищи»

С. 127

Формирование умений определять эмоциональное состояние персонажей; объяснять смысл названия произведения; привлекать опыт собственных переживаний по аналогии с состоянием литературного персонажа
109 1 Картинная галерея

В.И. Суриков

«Портрет дочери художника»

С. 128—129

Развитие внимания к композиции и деталям картины, позволяющим понять состояние и настроение изображенного человека
110 1 Контрольное чтение. Проверить технику чтения обучающихся.
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (22 ч)
111

112

113

3

 

 

«Идет матушка-весна…» (русская народная песня)

«Призыв весны», «Сад» (русские народные песни)

С. 136—137

Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения Выразительно читать лирические и эпические произведения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства.

Сопоставлять описание природы в разных произведениях.

Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос.

Создавать сочинения по своим наблюдениям.

¬¬¬

Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе.

Подбирать книги на заданную тему.

Работать в группе, выслушивать мнение партнера, объяснять собственную позицию.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений

 

114

115

2

 

А. Н. Плещеев

«Птичка», «Весна» (отрывок)

С. 138—139

Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму
116 1 Картинная галерея

И. И. Левитан

«Март»

С. 154—155

Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им
117 1 В. В. Вересаев

«Перелетные  птицы»

С. 140—141

Формирование умений работать с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения
118 1 А. С. Пушкин

«Только что на проталинах весенних…»

С. 142

Формирование умений выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста, привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе, создавать сочинения по своим наблюдениям
119 1 А. Н. Толстой

«Весна»

С. 143—144

Формирование умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать и пересказывать их. Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях
120 1 Саша Черный

«Зеленые стихи»

С. 144—145

Формирование умений читать лирическое произведение, передавать переживания, выраженные в нём, выделять фрагменты текста для ответа на вопросы, сопоставлять персонажей разных произведений.
121 1 Проверочная работа № 5. Проверить уровень развития читательских умений.
122

123

2

 

Л. Милева

«Синяя сказка»

С. 146—148

Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения, придумывать сказки по аналогии с прочитанным
124

125

2

 

О. Ф. Кургузов

«Мы пишем рассказ»

С. 149—151

Формирование умений находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту, сочинять рассказ по предложенному плану, привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства
126 1 Б. В. Заходер

«Что красивей всего?»

С. 152—153

Формирование умений понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства, и рассказывать об этих впечатлениях.
127 1 Русские народные песни о весне.

С. 156

128 1 Ф.И. Тютчев

«Зима недаром злится…»

О.О. Дриз «Зелёная карета».

С. 157-158

129 1 Контрольное чтение. Проверить технику чтения обучающихся.
130 1 Внеклассное чтение

Рассказы

М.М. Пришвина.

131

132

2 Резервные уроки.

 

Оставить комментарий

Решаем вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?


Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Телефон горячей линии по организации учебного процесса 
  8-919-878-81-28

Телефон горячей линии по организации бесплатного питания   8-919-878-81-28

Яндекс.Метрика