Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Русский язык 7 класс

Официальный интернет-портал правовой информации

Что найти?
Элек. журнал

postheadericon Русский язык 7 класс

Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» — М: «Мнемозина», 2008 г и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, рассчитана на 4 часа в неделю (140 часов).

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико–орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

В 7-м классе продолжается развитие умений, связанных с восприятием, обработкой и усвоением учебной информации, предъявленной следующих формах:

  • связные тексты (учебно-научное описание и рассуждение), содержащие учебный материал и подчёркнуто структурированные, с соответствующими графическими выделениями, которые облегчают зрительное восприятие основных и сопроводительных сведений, а также
    восприятие иллюстративного языкового материала;
  • обобщающие таблицы, лаконично и структурировано представляющие изученные сведения, которые нужно повторить, или новую информацию, изучение которой предстоит школьникам;
  • разные виды схем при предъявлении которых в учебнике широко используются возможности цветового выделения, что активизирует зрительную память школьников;
  • разные виды плана: планы устных высказываний по заданной теме простые и сложные планы сочинений; приведённые в третьей части учебника развёрнутые планы различных видов языкового разбора;
  • словарные статьи разных видов, с которыми знакомятся семиклассники, работая со словарями, включёнными в третью часть учебника;
  • высказывания о языке выдающихся лингвистов, педагогов, писателей и публицистов (подобные тексты могут быть вынесены в эпиграфы г к разделам и широким темам курса или предъявлены как материал для анализа в рамках упражнений);
  • публицистические и научно-популярные тексты на лингвистическую тему. включённые в упражнения в качестве материала для анализа.

В заданиях предлагаются разнообразные формы работы с теоретическим материалом параграфа, которые способствуют его успешному усвоению:

  • разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое, вы­борочное, изучающее);
  • анализ содержания текста: определение темы, подбор заголовка, вы­деление главной и второстепенной информации, ответы на вопросы по содержанию, сверка содержания текста с предварительными выводами
    (задания типа «Проверьте правильность предположения…») и т. п.;
  • выделение ключевых (опорных) слов текста;
  • подробный, сжатый, выборочный пересказ учебно-научного текста или его частей;
  • анализ структуры текста (обоснование необходимости определённого количества частей текста, деление текста на части);
  • составление плана, тезисов, конспекта на основе прочитанного учебно-научного текста;
  • изменение формы предъявления информации (задания типа «На осно­ве текста составьте схему, таблицу…»);
  • самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих основные тео­ретические положения текста.

Формируя навыки выразительного чтения, опираемся на ранее изученные теоретические сведения об основных элементах интонации и уже отработанные элементарные навыки владения интонацией в разных условиях общения.

При оценке выразительности чтения,  нужно учиты­вать: 1) способность передавать чувства автора; 2) умение выбирать соот­ветствующий содержанию темп речи, расставлять паузы, логические уда­рения; 3) владение достаточной интенсивностью (громкостью) прочтения; 4) дикцию (отчётливость проговаривания отдельных слов); 5) соответствие чтения орфоэпическим нормам.

Таким образом, вокруг чтения сосредоточивается разнообразная рабо­та, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, которые демонстрируют умения понимать и усваивать прочитанное: критическое слушание, создание и оформление устных и письменных высказываний

Говорение. Система ти­повых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений:

  • выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теорети­ческого материала учебника;
  • передавать в устной форме содержание таблиц, схем, рисунков; создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным пла­ном, в том числе текст, содержанием которого является языковой
    разбор;
  • составлять и устно излагать ответ с опорой на приведённые в упраж­нении примеры;
  • создавать ответ на основе предлагаемых тезисов;
  • выражать свою точку зрения на различные проблемы в устном выска­зывании с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи;
  • выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости на основе пословиц, а также высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей

На развитие указанных умений нацелены не только типовые задания «Устное высказывание», но и многие другие упражнения, требующие объ­яснить, описать, рассказать, высказать свою точку зрения, выразить своё отношение и т. п. Чтобы облегчить ученикам соответствующую рабо­ту, в упражнениях обычно предлагаются: опорные слова и словосочетания; иллюстрации, помогающие определить тему, идею создаваемого текста и подобрать соответствующие лексические, морфологические и синтак­сические средства; краткие и подробные планы заданных высказываний; образцы, по которым эти высказывания могут быть созданы. Задача учи­теля заключается в том, чтобы максимально использовать возможности учебника, обеспечивающие развитие устной речи

Серьёзное внимание уделяется работе, связанной с овла­дением орфоэпическими нормами. В 5-м и 6-м классах учащиеся имели возможность убедиться в практической необходимости овладения орфо­эпическими нормами. В 7-ом классе эта работа продолжается:

  • совершенствуется умение учащихся характеризовать звуки в составе слов, предложно-падежных форм, словосочетаний;
  • привлекается внимание к смыслоразличительной функции русского ударения, что демонстрируется на примере графических омонимов (кружки кружки, плачу плачу, забегать забегать), глаголов
    в составе видовых пар (разрезать разрезать), форм слова (руки

или вин. п.) — руки (ед. ч. род. п.), скалы (мн. ч. им. или п.) — скалы (ед. ч. род. п.));

  • формируются навыки использования знаний по фонетике и орфоэпии при проведении грамматического и орфографического анализа, напри­мер при образовании и написании падежных форм притяжательных
    прилагательных с суффиксом -ий;
  • проводятся орфоэпические разборы отдельных слов и словоформ;
  • закрепляется навык использования орфоэпического словаря при опре­делении произношения трудных в орфоэпическом отношении слов: иноязычного происхождения, с сочетаниями [ч’н] и [шн], имеющих
    равноправные и допустимые варианты произношения; трудных форм:
    кратких прилагательных и причастий, форм прошедшего времени гла­голов, падежных форм существительных с неподвижным ударением на основе и окончании и с подвижным ударением;

организуется наблюдение за использованием звукового богатства русской речи в художественной и художественно-публицистической литературе(приёмы аллитерации, ассонанса, используемые в поэти­ческих произведениях; интонационный рисунок прозаических строк, способствующий выражению смыслового и эмоционального наполне­ния текста).

Слушание. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию — умению полноценно воспринимать устные вы­сказывания и озвученную письменную речь. Данная способность форми­руется в результате выполнения таких, например, заданий:

  • определите тему и главную мысль прослушанного текста;
  • озаглавьте прозвучавший текст;
  • ответьте на вопрос(-ы) по содержанию прослушанного текста (во-
    прос(-ы) предлагается(-ются) до или после прослушивания);
  • самостоятельно составьте вопросы по тексту;
  • выразите своё отношение к прозвучавшему высказыванию;
  • определите количество частей прослушанного текста и составьте его план;
  • назовите языковые средства, которые использованы автором в тексте (учитель конкретизирует задание);

Подробное изложение прослушанного текста тренирует и проверяет умение адекватно воспринимать на слух не только основное содержание текста, но и детали повествования, описания, рассуждения, а также умение воспринимать и воспроизводить те композиционные и языковые средства, которые использованы автором для изложения соответствую­щего содержания.

Сжатое изложение также является заданием, с помощью которого развивается умение воспринимать связные тексты на слух и проверяется способность адекватно воспринимать информацию устного сообщения: тему текста, его основную мысль и соотношение в нём основной и до­полнительной информации. Но сжатое изложение требует учёта и осо­бенностей структуры прослушанного текста: ученики должны определить количество микротем, развивающих основную тему, и выделить основное содержание каждой микротемы. При этом требуется найти такие языко­вые средства (лексические, морфологические, синтаксические), которые позволят провести компрессию (сжатие) текста, а также с помощью соот­ветствующих средств обеспечить во вторичном тексте тесную смысловую связь микротем, сохраняя их необходимую последовательность.

Таким образом, сжатое изложение обеспечивает возможность форми­рования, совершенствования и проверки как репродуктивных, так и про­дуктивных коммуникативных умений. К этому виду работы школьники серьёзно готовятся в процессе выполнения заданий по информационной переработке текстов разной типологической структуры и функциональ­ных разновидностей.

Необхо­димо учитывать нормативные программные требования : объём_текста_для_ прослушивания в 7-ом классе должен составлять 200—250 слов.

Письмо. На формирование и совершенствование навыков построения письмен­ного высказывания в соответствии с заданной темой нацелена система типовых упражнений «Сочинение-миниатюра», которые позволяют сформировать следующие умения и навыки:

  • раскрывать предлагаемую тему;
  • свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме, выражать отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к по­зиции автора, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира;
  • использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание);
  • употреблять языковые средства в зависимости от темы и цели выска­зывания
  • самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний;
  • использовать средства речевой выразительности; редактировать письменно высказывание.

Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры в 7-м классе — семь -восемь предложений. Однако к этому объёму нужно относиться как к примерному, так же как и к объёму традиционных классных сочинений в 7-м классе — 1,5—2 страницы

Эффективность обучения предмету напрямую зависит от следующих факторов:

  • системность — чёткая система в работе учителя и ученика;
  • мотивированность — осознание целесообразности работы по изучению предмета в целом и курса каждого класса, ясное видение целей работы по освоению каждого раздела, каждой конкретной темы;
  • заинтересованность учителя и ученика в самом процессе работы, а также в результате, которого достигает ученик;
  • посильность предлагаемых заданий для учащихся

процесса обучения, взаимообучения, а также самообразования.

В 7-м классе развиваются навыки самопроверки и взаимопроверки письменных работ учащихся, совершенствуется умение самостоятельно работать с книгой, навыки использования справочного аппарата книги, справочной литературы.

Семиклассники располагают всем необходимым для самостоятельной работы на данном этапе обучения справочным материалом (планы язы­ковых разборов, различные типы словариков в третьей части учебника) и уже обладают умением ориентироваться в лексикографических посо­биях и извлекать необходимую информацию с различными учебными целями. Таким образом, продолжается формирование потребности в ис­пользовании справочного материала для определения, уточнения и под­тверждения фактов языка и на уроках, и в ходе домашней подготовки, и в повседневной жизни

При определении домашнего задания нужно учитывать разные его виды:

  • обязательное для всех учащихся;
  • дифференцированное (задания разного уровня сложности для сильных и слабых учеников);
  • индивидуальное;
  • распределённое (разные задания или части одного задания для разных групп учащихся, например первого и второго вариантов);
  • по выбору (ученики самостоятельно или с помощью учителя выбирают из нескольких упражнений задание для домашней работы);
  • необязательное для выполнения (по желанию).
  • всем учащимся, успевающим на «4» и «5», могут быть предложены упражнения повышенной сложности, и, таким образом, сильны! могут самореализоваться, выполняя задания, цель которых —развитие аналитических способностей

Контроль за ходом усвоения учебного материала — одно из важных направлений в обучении. Учащиеся должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ зависит от того, насколько эффективна предварительная подготовка к выполнению соответствующих заданий.

Результат выполнения контрольной работы во многом завис насколько правильно организовано повторение и обобщение и материала. Для урока повторения и обобщения изученного необходимо отобрать: задания, вызвавшие наибольшие затруднения в ходе изучения темы, орфографический материал, позволяющий отработать написания, где допускалось наибольшее количество ошибок в домашних работах. На этом уроке должны ещё раз прозвучать разъяснения, важность которых была определена в результате проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ, выявления типичных ошибок.

Всего по программе – 140 часов.

По плану –   140 часов,  из них на развитие речи 32ч

 

Виды и формы контроля

— диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированное письмо);

— комплексный анализ текста;

— сочинение по картине;

— изложение с элементами сочинения;

— тестовая работа;

— устное высказывание на лингвистическую тему.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся 7 класса

 

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
  • по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Телефон горячей линии по организации учебного процесса 
  8-919-878-81-28

Телефон горячей линии по организации бесплатного питания   8-919-878-81-28

Яндекс.Метрика