Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Основы православной культуры

Официальный интернет-портал правовой информации

Что найти?
Элек. журнал

postheadericon Основы православной культуры

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

Наше время — время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, — буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
В 6 классе на изучение  «Основ православной культуры» выделено 34 часа и изучается «История Нового Завета»
Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
1 Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 2
Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. 4
2 Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода  14
3 Евангельское нравственное учение  11
4 Священное писание Нового завета. Апостол  3
Итого: 34

 

Содержание

 

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие (2ч)

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.(4ч)

Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.

Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода(14ч)

Первый год общественного служения Иисуса Христа. Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.

 

Евангельское нравственное учение(11ч)

Соотношение Ветхого и Нового Завета. Соотношение Ветхого и Нового Завета. Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам,  милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение. Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее). Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере). Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах). Притча о немилосердном должнике (о прощении обид). Притчи об ответственности человека (притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир). Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина).

 

Священное писание Нового завета. Апостол(3ч)

О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол». Книга деяний святых апостолов. Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/уметь:

термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

(Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служение)

 

сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

(Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую.)

объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

(Соотношение Ветхого и Нового Завета. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам,  милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Евангельские притчи и их значение. Состав книги « Апостол».)

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п  Дата Тема Примечание
план факт
1 Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие

2 Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.
3 Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. 

Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете.

4 Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя
5 Благовестие Иосифу. Рождество Христово.
6 Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. 
7 Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого родаПервый год общественного служения Иисуса Христа.

 

8 Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге.
9 Второй год общественного служения Иисуса Христа.
10 Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами.
11 Третий год общественного служения Иисуса Христа
12 Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей.
13 Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку)
14 Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. 
15 Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды.
16 Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе.
17 Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине.
18 Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне.
19 Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви.
20 Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.
21-22 Евангельское нравственное учениеСоотношение Ветхого и Нового Завета
23 Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам,  милостыня, пост,  неосуждение ближнего.
24 Нагорная проповедь. Молитва Господня.
25 Евангельские притчи и их значение.
26 Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее)
27 Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере)
28 Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах)
29 Притча о немилосердном должнике ( о прощении обид)
30 Притчи об ответственности человека( притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир)
31 Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина)
32 Священное писание Нового завета. АпостолО книге « Апостол». Значение наименования « Апостол».

Состав книги « Апостол»

 

33 Книга деяний святых апостолов
34 Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.
 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Телефон горячей линии по организации учебного процесса 
  8-919-878-81-28

Телефон горячей линии по организации бесплатного питания   8-919-878-81-28

Яндекс.Метрика