Использование современных образовательных технологий , в том числе информационно – коммуникативных, в процессе обучения русскому языку.
Бойко Татьяна Владимировна
учитель высшей квалификационной категории,
почетный работник общего образования,
МБОУ СОШ №77, п. Казачьи Лаге
Когда-то К.Д.Ушинский с горечью писал: «Человек западный, даже популярный, всегда ближе всего знаком со своим отечеством: с родным языком, историей, литературой, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе».
Эта проблема, к сожалению, актуальна и сегодня, о чем свидетельствуют сложности, с которыми сталкиваются учителя гуманитарии, и прежде всего – словесники. В настоящее время я работаю над темой «Развитие коммуникативной способности обучаемых на уроках русского языка и литературы» и абсолютно убеждена в актуальности данной проблемы: научить школьника грамотно думать и говорить.
Современные ученые – лингвисты (А.Д. Дейкина, С.И. Львова, Т.М. Пахнова, В.Г. Маранцман), разрабатывая в процессе перестройки курса новые подходы к методике преподавания, тем не менее близки в одном: в определении функции русского языка, особого статуса этой учебной дисциплины, которую Буслаев назвал предметом предметов.
Таким образом, основная цель моей работы – обеспечить формирование у школьников отношения к языку и литературе как важнейшей сфере человеческого быта, способу самовыражения к посреднику между «Я» и миром, средству, создающему и отражающему мир личности.
Для развития познавательной активности школьников в МБОУ СОШ № 77 п. Казачьи Лагери была разработана программа гуманизации образования, за которую педагогический коллектив был отмечен Дипломом лауреата Национальной премии «Инновации в национальном и местном управлении», я как учитель русского языка и литературы разработала программу «Эстетическая функция слова». Суть этого курса в интеграции двух школьных предметов – русского языка и литературы. На занятиях по курсу демонстрируются изобразительные возможности родного языка, дети учатся видеть и слышать красоту его, понимать, какими средствами оно достигается.
На таких занятиях проводится лингвостилистический или литературоведческий анализ художественного текста или его фрагмента. Все занятия курса нацелены на анализ слова – первоэлемента художественной литературы, точнее на языковой анализ речи. Это должно привести к осуществлению целей – научить детей чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душою самобытность русского слова, выражать себя в слове.
Также в течение 2013-2014 учебного года работала по программе элективного курса « Стилистика русского языка в 9 классе ». Эта разработка способствовала активизации учащихся: развитию самостоятельности ребят, повышению степени сложности познавательных умений, организации исследовательской работы, решению проблемных задач, выводов правил и закономерностей. Данная программа рассчитана на 32 часа, на один час в неделю. Занятия строятся по принципу соотношения теории и практики, т.е. обучающиеся на примере анализа высокохудожественных текстов русской классики определяют особенности употребления в них многозначных слов, слов в переносном значении, глаголов в этикетных формах. Кроме анализа текстов различных стилей девятиклассники отрабатывают навыки работы с лингвистическими словарями, практикуются в расширении и сокращении текстов, в редактировании (правке) текстов, что в дальнейшем будет использовано в работе при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Наиболее эффективными с точки зрения развития познавательной активности учащихся считаю следующие методы и приемы:
— разрешение проблемных ситуаций;
— составление краткой записи, конспекта, тезисов, плана материала, сравнение фактов, примеров;
— самостоятельная формулировка выводов;
— творческие работы, языковой анализ с элементами исследований;
— построение алгоритмов решения орфографических и грамматических задач;
— редактирование написанного текста.
Все используемые в работе приемы в результате позволяют учащимся сопоставлять и дифференцировать языковые единицы в процессе порождения речевого высказывания (текста) на всех языковых (речевых) уровнях порождения: на лексическом (выбор слова для более точной передачи мысли, замысла), на грамматическом (выбор предложения той или иной структуры, выбор варианта из грамматических синонимов), на уровне текста (выбор типа текста, стиля, композиции в соответствии с замыслом).
Коммуникативный подход к преподаванию русского языка и литературы в рамках ФГОС основного общего образования определяет поиск новых методов обучения. Так, например, для организации поисковой деятельности учащихся я использую такие методы и приемы, как
Метод сравнения версий, который предполагает собственный вариант решения проблемы (прочитай фразу: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые». Подумайте, какой знак препинания вы поставили бы в конце этой фразы; защитите свой выбор).
Метод конструирования вопросов (Самостоятельная постановка вопросов к изученному объекту, в качестве которого может выступать текст, схема, название произведения).
Метод конструирования, или восстановления (Учащимся предлагается разобранное стихотворение, в котором «на месте» только первая строка и собрать стихотворение. Вариант один у всех).
Метод диалогичности как главный принцип взаимодействия и сотрудничества (диалог учеников друг с другом, с учителем, с автором произведения, с самим собой, что позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказывания других, сделать своё открытие).
Метод алгоритмов. (Алгоритмы речевых (письменных) и языковых действий).
Именно алгоритмы я рассматриваю как неформальный подход обучающихся к учебе, как способ формирования научного мышления. Формирование исследовательских умений и навыков стимулирует развитие таких важнейших умений, как анализ материала учебника, обобщение, а следовательно, и сопоставление, классификация, моделирование. Создание подобных алгоритмов позволяет изменить «вектор» изучения языкового материала с репродуктивного усвоения и последующей отработки норм и правил на осмысление языковых явлений.
Интегрированные уроки еще одна из форм повышения уровня речевой (лингвистической) культуры, которые я провожу совместно с преподавателями изобразительного искусства, истории, музыки. Интегрированные курсы предполагают изучение содержания самого курса русского языка и литературы, ориентируют на развитие кругозора, эстетического вкуса стиля.
На таких занятиях наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного урока, так как на них не только решаются сугубо практические задачи обучения, но и постигаются истоки выразительности речи, осознается связь гуманитарных дисциплин.
Применение современных образовательных технологий и методик.
Современные технологии способствуют повышению качества обучения в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. С постоянными изменениями и преобразованиями в политике образования, возникает потребность в изучении и применении современных образовательных технологий и методик. Стараюсь активно работать над внедрением ИКТ.
Введение данных технологий позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия.
Использование современных образовательных технологий
в процессе обучения предмету
Наименование
современных
образовательных
технологий Цели применения современных образовательных технологий Компетенции, на формирование которых направлено использование современных образовательных технологий Эффекты использования современных образовательных технологий
Проектный метод в обучении и воспитании. Ориентирование на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности. Учебно-познавательные,
личностного самосовершенствования. Повышение
исследовательских, информационных, презентационных,
коммуникативных умений обучающихся, желание самопознания.
Проблемно-поисковая технология
Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности ученика (класса) через проблемное учебное задание. Учебно-познавательные,
личностного самосовершенствования, общекультурные. Формирование самостоятельности обучающихся, умения добывать новые знания самими обучающимися.
Технология алгоритмов
формирования научного мышления, исследовательских умений и навыков. Компетенции личностного самосовершенствования. Повышение качества знаний обучающихся, общих учебных умений и навыков: установление последовательности, выбор средств, определение способов контроля и оценки деятельности.
Технология индивидуализации и дифференциации обучения Обучение каждого ребенка с учетом «зоны ближайшего развития», работа с опорой на возможно большее количество функциональных систем.
Учебно-познавательные Развитие общеучебных умений и навыков.
Самоконтроль в процессе выполнения работы, способности оценивать ее качество и результат.
Технология развития интеллектуально-творческого мышления.
Обучение детей выделять учебную задачу при выполнении того или иного задания,
формирование интереса к изучаемому материалу,
стимулирование мыслительной деятельности обучающихся,
накапливание и обобщение жизненных впечатлений, эмоционально-чувственного и художественного опыта. Учебно-познавательные,
личностного самосовершенствования, общекультурные. Повышение интеллектуальных способностей детей, мотивации к учебной деятельности и привития умений, навыков обучающимся выделять главное, находить разные способы пути решения.
Информационно-коммуникационные технологии. Повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедий
ных презентаций разного характера. Информационные,
учебно-познавательные, общекультурные. Повышение мотивации к изучаемым предметам, повышение активной деятельности обучающихся на уроке, развитие информационного кругозора обучающихся.
Технология развития критического мышления. Формирование умения владеть информацией, использование ее при решении различных учебных проблем.
Информационные,
учебно-познавательные, общекультурные, ценностно-смысловые. Социализация личности ученика путем развития учебно-универсальных действий.
Личностно-ориентированное обучение. Обеспечение комфортных условий развития личности, реализация ее природных потенциалов. Учебно-познавательные,
личностного самосовершенствования. Желание самопознания, повышение познавательной деятельности обучающихся, результативности обучения.
Данные используемые технологии направлены на формирование различных компетентностей. Применяя их в своей педагогической деятельности, ориентируюсь на уровень и индивидуальные способности обучающихся своего класса. Определяя для себя характеристики компетентностей пришла к выводу, что формировать их можно при работе с любой технологией. В одних проявляются в большей степени, в других — в меньшей. Из табличного анализа видно, что выделены основные виды компетентностей, которые приобретаются обучающимися в учебном процессе (ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая).
Любая методическая система, рассматриваемая как единство содержания принципов и методов, средств и форм обучения, не существует без важнейшего компонента – диагностики. Существенным элементом в обучении русскому языку и в развитии речи учащихся считаю лингводиагностическую диагностику, в которой основное место занимают тесты и тестовые задания, построенные по принципу градуальности (постепенного усложнения информации и способов ее подачи), позволяют интенсифицировать процесс обучения русскому языку, формировать у учащихся навыки правописания, дают возможность развиваться творческому компоненту речи. Подобные тесты берут на себя задачу языкового структурирования и оформления и оформления будущего высказывания сначала во внутренней, а затем и во внешней речи.
Таким образом, использование современных образовательных технологий создают условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственный потенциал.
Список литературы
1. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
2. Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно- ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель.- 2010.-№5.-С.51-54
3. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
4. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
6. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 201