Изобразительное искусство

Официальный интернет-портал правовой информации

Что найти?
Элек. журнал

postheadericon Изобразительное искусство

 

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану  — 1

Учебных недель                                                           — 34

Общее количество часов                                            — 34

Ценностные ориентиры

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативного пространственно-образного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе и окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству

Общая характеристика учебного предмета.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искус­ство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви­деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматрива­ет как эстетическое восприятие предметов действи­тельности и произведений изобразительного искус­ства, так и непосредственно художественную деятель­ность.

Основными задачами преподавания изобразитель­ного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следую­щие основные виды занятий: рисование с натуры (ри­сунок, живопись), рисование на темы и иллюстриро­вание (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобра­зительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связа­ны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени го­да и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, тру­дового и эстетического воспитания школьников, учи­тывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание прак­тической работы с развитием способности восприни­мать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • познавательно-эстетическая сущность изобрази­тельного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графи­ки, скульптуры, архитектуры, декоративно-приклад­ного искусства;
  • яркая выраженность познавательно-эстетиче­ской сущности изобразительного искусства, что до­стигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и кра­соте вокруг нас» за счет тщательного отбора и сис­тематизации картин, отвечающих принципу дос­тупности;

система учебно-творческих заданий на основе оз­накомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практиче­скую направленность уроков изобразительного искус­ства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действитель­ности, эмоционального отклика на красоту окружаю­щих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные мате­риалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, пе­ро, палочку и др. Выразительные рисунки получают­ся на цветной и тонированной бумаге,

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисова­ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть дли­тельными (1—2 урока) и кратковременными (набро­ски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 ми­нут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конк­ретных задач урока). Для развития зрительной памя­ти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1 — 2 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положе­нии. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положе­ния, пропорций, конструкции, а также цвета изо­бражаемых объектов.

С 4 класса начинается изучение детьми законо­мерностей перспективы, конструкции, светотени. Учащиеся усваивают навыки изображения объемных

предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисую­щему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В 1 классе детей учат определять и называть цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона.

Во 2—4 классах — учебные задания направлены на формирование у учащих­ся умения видеть гармоничные цветовые сочетания.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ни­же уровня зрения учащихся. Модели небольшого раз­мера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым каранда­шом или акварельными красками. Они могут пред­шествовать выполнению рисунков на темы и декора­тивным работам.

В разделе «Живопись» содержание обучения на­правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памя­ти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, разви­вают художественный вкус.

Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обога­щает их знаниями конструктивного строения предме­тов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цве­товой окраски, расширяет их представления о много­образии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направлен­ность. Занятия по искусству раскрывают перед деть­ми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цве­товых отношений; соразмерность и пропорциональ­ность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отображе­ния действительности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю­жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ­ленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изобра­жения конструктивного строения, объема, простран­ственного положения, освещенности, цвета предме­тов.

Важное  значение приобретает выработка у уча­щихся умения выразительно выполнять рисунки. Де­ти должны самостоятельно выбрать сюжет из предло­женной темы, передать художественно выразитель­ными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симмет­ричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необхо­димых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжет­ном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой уча­щиеся под руководством учителя могут провести на­блюдения, выполнить наброски и зарисовки до вы­полнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображе­ния и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декора­тивных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произве­дениями народного декоративно-прикладного искус­ства.

Работы выполняются на основе декоративной пе­реработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начина­ют рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие прие­мы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» рас­крывается значение народного искусства как мощно­го средства эстетического, трудового и патриотиче­ского воспитания. Простые и красивые художествен­ные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и лю­бить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-приклад­ного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отно­шений, зрительного равновесия форм и цвета, полу­ченное на занятиях по разделу «Декоративная рабо­та», находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т. д.

Во время практических работ важно использова­ние школьниками самых разнообразных художест­венных материалов и техник: графические каранда­ши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цвет­ная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Каждый из названных художест­венных материалов обладает своими выразительны­ми особенностями, и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художествен­но-творческих способностей, индивидуальности, са­мовыражению ребят.

В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид ху­дожественного творчества развивает наблюдатель­ность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представле­нию, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произ­ведений.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с нату­ры: овощей, фруктов, Цветов, животных, фигуры че­ловека; составление сюжетных композиций и декора­тивных работ.

Большую роль для выработки у детей умения ви­деть и передавать красоту действительности, для фор­мирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и зада­ний, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус­ства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и не­которых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспиты­вается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного твор­чества.

Занятия обогащаются использованием видеомате­риалов, проведением экскурсий в художественные га­лереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творче­ство своего края.

На ознакомление с произведениями изобразитель­ного искусства в 1—3 классах отводится 8—10 минут: в одной беседе показываются, как правило, три-четы­ре иллюстрации, три-четыре предмета декоратив­но-прикладного искусства. В 4 классе для бесед выде­ляются отдельные уроки; в одной беседе можно пока­зывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного ис­кусства.

Осуществляя связь изобразительного искусства с уроками технологии, следует использовать не только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Но мож­но добавить 1 час из вариативной части базисного учебного плана.

Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой ва­риант планирования на год или работать по при­мерному тематическому планированию, которое предложено в программе.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий: включать наиболее важный материал, определять оп­тимальное количество часов для выполнения зада­ния, знакомить учащихся с культурой родного края, памятниками архитектуры и декоративно-приклад­ного искусства. Учитель может самостоятельно отби­рать в каждом разделе наиболее важный матери­ал, опускать некоторые задания и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на разделы программы «Знания и уме­ния учащихся», учитывая особенности национальной культуры.

Планируемые результаты освоения

программы по изобразительному искусству

к концу 3 класса

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное приятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественной деятельности;

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

Умения видеть и воспринимать художественные культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание программы.

3 класс

(34 ч)

Рисование с натуры по памяти

и по представлению) (рисунок, живопись)  (10ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и стро­ению объектов действительности. Рисование домаш­них и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очер­таний, пространственного расположения, цвета изо­бражаемых объектов. Определение гармоничного соче­тания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представ­лению различных объектив действительности.

Примерные задания;

а)рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б)рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в)рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г)рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д)рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузне­чик, шмель);

е)рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, дет­ское ведерко, детская лопата);

ж) рисование игрушечных машин (самосвал, по­жарная машина, трактор с прицепом), народных иг­рушек (глиняные свистульки — Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки — Полхов-Майдан);

а) выполнение графических и живописных упраж­нений.

Рисование на темы (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по пред­ставлению. Иллюстрация как произведение художни­ка. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюже­те и эмоционального отношения к изображаемым со­бытиям.

Примерные задания:

а)рисование     на темы «Осень в саду», «На каче­лях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда бу­дет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б)иллюстрирование русских народных сказок «Сивка-бурка», «Петушок — золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина-Сиби­ряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой клю­чик, или Приключения Буратино» А. Толстого; ба­сен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дыша­ло…», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова-Микитова, «Художник Осень» Г. Скре- бицкого.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоратив­но-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с рус­ской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учат­ся понимать связь формы, материала и элементов ук­рашения с практическим назначением предмета, У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на­родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а)выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольни­ке, круге на основе декоративного изображения цве­тов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной таре­лочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б)выполнение эскизов росписи игрушки-матреш­ки, украшений для елки (расписные шарики, гирлян­ды, флажки, хлопушки и т. п.);

в)           выполнение эскизов карнавальных принадлеж­ностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т, п.);

г)выполнение эскизов предметов быта, украшен­ных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д)раскрашивание изделий, выполненных на уро­ках технологии;

е)выполнение эскизов сувениров, сконструиро­ванных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж)выполнение простых приемов кистевой роспи­си в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фрук­тов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а)лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с нату­ры, по памяти или по представлению;

б)лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в)лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г)лепка композиций на темы быта и труда челове­ка «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Сто­ляр за работой» и т. д.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цвет­ной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и ба­сен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а)составление мозаичного панно на темы «Осен­нее кружева листьев», «В царстве прекрасных снежи­нок», «Весенняя сказка цветов»;

б)составление сюжетных аппликаций и мозаич­ных панно на сюжеты русских народных сказок «Гу­си-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус­ство) и архитектура;

наша Родина — Россия;

Москва;

старинные города России;

тема матери в творчестве художников;

тема труда в изобразительном искусстве;

родная природа («Порыв ветра, звук дождя» плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

форма, объем и цвет в рисунке, живописи;

действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

русское народное творчество в декоративно-при­кладном искусстве, выразительные средства декора­тивно-прикладного искусства;

музеи России.

Рекомендуемые для бесед произведения

искусства

Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца.

Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы; Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепос­ти.

Бах Р. Памятник А. С. Пушкину.

Белых А. Кострома древняя.

Бенуа А. Баба-Яга.

Билибин И. Иллюстрации к сказкам.

Богоматерь Владимирская. Икона.

Брюллов К„ Автопортрет.

Бучкин П. Углич, Первый снег.

Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы.

Васнецов А. Основание Москвы; Красная пло­щадь начала XVII в.

Васнецов В. Богоматерь с Младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба-Яга.

Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам.

Ватто А. Голова молодой женщины в профиль.

Врубель М. Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан.

Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя.

Герасимов С. Лед прошел.

Гоген И. Студийные зарисовки. Горбатов Г. Новгород. Пристань. Грицай А. В Жигулях. Бурный день. Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской Армии.

Дубовской Н. Родина.

Дюрер А. Крыло голубого зимородка.

Ерышев Н. Кувшины.

Ефимов И. Кошка с шаром.

Жуков Я. Сестра и брат.

Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина.

Игошев В. Моя Родина.

Иванов А. Ветка; Набросок коня.

Каменский Ф. Молодой скульптор.

Канеев М. Кировский мост.

Карев А. Натюрморте балалайкой.

Конашевич В. Иллюстрация к сказке К. И. Чу­ковского  «Муха-Цокотуха»

Коровин К. Москворецкий мост.

Крымов Н. Деревенский пейзаж.

Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака.

Куприн А. Зима. Москва.

Левитан. И. Гумно, Сумерки; Озеро. Русь; Бур­ный день; Вечер на Волге; Буря — дождь.

Леонардо да Винчи. Наброски коня.

Лиотар Ж, Шоколадница.

Мане Э. Портрет госпожи Гийоме.

Микешин М.. Шредер И. и др. Памятник «Ты­сячелетие России» в Новгороде. Моне К. Скалы в Бель-Иле.

Мочальский М. Псков. Мухина В. Рабочий и колхозница.

Нарбут Г. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили».

Нисский Г. Подмосковье. Февраль.

Орлов С. Сюжет из сказки П- П. Ершова «Ко­нек-горбунок».

Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукому.

Оссовский П. Московский Кремль зимой.

Павлов С. Натюрморт.

Петровичев П. Ростов Ярославский.

Петров-Водкин К. Мать.

Пикассо П. Мать и дитя.

Пластов А.  Мама; Рисунки животных.

Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Москов­ский дворик.

Посохин М., Мндоянц А и др. Новый Арбат.

Пименов Ю. Новая Москва.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна; Мадонна Альба.

Рембрандт. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны.

Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И. С. Остроухова.

Ромадин Н. Жигули — моя родина; У сельсо­вета.

Рудаков К. Иллюстрации к сказкам.

Руднев Л.. Абросимов П. и др. Главное здание Московского государственного университета.

Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна. Серов В. Рабочие с тачками; Борзые.

Сидоров В. Праздник.

Синьяк П. Гавань в Марселе.

Суриков В. Минусинская степь.

Ткачёвы А. и С. Матери; Отец; Дождик.

Толстой Ф. Стрекоза.

Тройон К. Отправление на рынок.

Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.

Фирсов И. Юный живописец.

Чижов М. Крестьянин в беде.

Шевченко Т. У Киева.

Шилунь Цзян. Полевые ирисы.

Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи.

Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.

Эрьзя С. Женский портрет.

Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень.

Яблонская Т. Хлеб.

Народные игрушки. Современные технические иг­рушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса.

3 класс

В течение учебного года учащиеся должны углу­бить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

доступные сведения об известных центрах на­родных художественных промыслов (Жостово, Хох­лома, Полхов-Майдан и т. д.);

начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;

правила смешения основных красок для получе­ния более холодных и теплых оттенков: красно-оран­жевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и си­не-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

 

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

выражать свое отношение к произведению ис­кусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в ок­раске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму пред­метов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисун­ка (построение, прорисовка, уточнение общих очерта­ний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на ос­нове декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма эле­ментов н полосе, прямоугольнике, круге;

творчески использовать приемы народной рос­писи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображе­нии декоративных цветов и листьев;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной компо­зиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.

Материально-техническое обеспечение программы по изобразительному искусству

3 класс

 

  1. Изобразительное искусство. 1—4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/В. С. Ку­зин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. — 2-е изд., стереотип.

— М. : Дрофа, 2009.

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2010
  2. Изобразительное искусство. 3 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. С. Ку­зин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др./ — 2-е изд., стереотип. — М. : Просвещение,
  3. Изобразительное искусство. 3 класс.: поурочное планирование по учебнику В. С. Ку­зина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова/ автор- составитель Л. М. Садкова. — 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.

ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТАБЛИЦЫ)

  1. Цвета и гуашь
  2. Палитра
  3. Ахроматические цвета
  4. Основные и смешанные цвета
  5. Тёплые цвета
  6. Холодные цвета
  7. Разбелы
  8. Затемнения
  9. Потускнения
  10. Светотени
  11. Цвет в перспективе
  12. Контрастные цвета
  13. Нюансовые цвета
  14. Колорит
  15. Символика цвета
  16. Цвет в геральдике

НАБОР ТАБЛИЦ. ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

  1. Стилизация
  2. Композиция орнамента
  3. Дымковские игрушки
  4. Гжель
  5. Хохломская роспись
  6. Деревянные игрушки
  7. Павлово-посадские платки
  8. Вологодское кружево
  9. Аппликация
  10. Коллаж
  11. Витраж
  12. Мозаика

Контроль и оценка результатов обучения по изобразительному искусству

3 класс

Контроль и оценка результатов обучения в 3 классе осуществляется на основе методического письма разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

от 19.11.98 г №1561/14-15)

 

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве за­ключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
         Оценка  «5»
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
         Оценка «4»
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
          Оценка «3»
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
          Оценка  «2»
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;

 

 

Оставить комментарий

Решаем вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?


Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Телефон горячей линии по организации учебного процесса 
  8-919-878-81-28

Телефон горячей линии по организации бесплатного питания   8-919-878-81-28

Яндекс.Метрика